К концу года значительно увеличилось количество соискателей до 18 лет, которые искали работу с Android: с 0,9% до 6,3%. Прирост составил 600%.
Самый высокий процент соискателей среди владельцев Android — в возрасте 25–34 лет (30% от общего количества пользователей этой ОС, которые заходили на портал Работа.ру).
Среди пользователей iOS первое место поделили две возрастные группы: 25–34 (34%) и 35–44 (34%).
Через десктоп-версию предпочитали искать работу более старшие пользователи: 35–44 (26%) и 45–54 (26%). Соискатели старше 55 лет также чаще искали работу с ПК. Крайне мало соискателей этой возрастной группы заходили с Android (4%) и iOS (1%).
В июне был зафиксирован всплеск: соискатели старше 45 лет резко проявили интерес к трудоустройству. В группе старше 55 лет прирост всего за один месяц составил 260% (с 5 до 17%). Скорее всего, это связано с частичной отменой ограничений из-за коронавируса и открытием новых рабочих мест (или возобновлением работы старых).
Прогнозы на 2021 год1. Востребованные профессии в 2021 годуВ следующем году востребованными для работодателей будут медработники, фармацевты, IT-специалисты, представители массовых специальностей (водители, продавцы, комплектовщики, курьеры, сборщики, логисты).
2. Востребованные навыки в 2021 годуНепрерывное обучение новым навыкам станет одним из главных трендов следующих лет. Один из главных навыков, который предстоит освоить каждому работнику, — умение учиться, то есть быстро усваивать и обрабатывать новую информацию. Из-за тренда на переквалификацию и быстрый вход в профессию крайне полезными навыками станут адаптивность и гибкость. Пример: школьные учителя, которым пришлось срочно осваивать программы для видеозвонков и групповых конференций, организовывать проверку домашних заданий онлайн. Еще два важных навыка, связанные со всеобщим переходом в digital, — компьютерная грамотность (знание офисных программ и приложений) и знание основ кибербезопасности.
3. Закрепление дистанционного формата в компанияхВ 2020 году компании быстро адаптировались к удаленному формату. Вакансий с пометкой «удаленная работа» за год стало на 44% больше, чем в 2019 году. В 2021 году этот тренд сохранится на многие годы и трансформируется. Гибким станет и сам бизнес. Работа приобретет гибридный характер: вместо привычного офиса — домашние рабочие места и коворкинги, вместо совещаний — онлайн-встречи (Zoom, Skype и др.) и чаты в мессенджерах. Сотрудники смогут самостоятельно выбирать, сколько дней они будут работать в офисе, а сколько — удаленно. Так у людей появится возможность брать подработку с гибкой оплатой. Компаниям такой проектный подход поможет снизить затраты на содержание офисов, инфраструктуру и пр., а также откроет новые горизонты для привлечения сотрудников и экспертов, недоступных для локального найма.
4. Фриланс и подработкаНаш
опрос показал, что каждый пятый россиянин (20%) оказывает частные услуги, причем для большинства это является подработкой в дополнение к основной занятости. Всё больше кандидатов ищут работу со свободным графиком, чтобы иметь возможность брать сторонние заказы. В 2020 году таких соискателей стало на 23% больше, чем в прошлом. В 2021 году данный тренд будет только набирать обороты. Нестабильная ситуация во многих отраслях побудит россиян брать подработки в других компаниях и, возможно, даже в других сферах.
5. Чат-боты и автоматизация наймаПервоначальный HR-скрининг занимает больше половины времени сотрудника от процесса отбора. Для упрощения найма массового персонала всё больше компаний использует чат-боты. В 2021 году методы AI, доказавшие свою эффективность в рекрутменте, будут задействоваться еще чаще. Боты будут использоваться не только в подборе, но и в адаптации и обучении сотрудников, что позволит компаниям значительно сэкономить и время, и деньги.
6. Тренд на экосистемы и партнерствоПроцессы на рынке и в компаниях будут выстраиваться так, чтобы пул пользователей стал бесшовным. Это даст возможность повысить их лояльность и удовлетворить как можно больше потребностей. Перемены коснутся не только больших компаний, но и локальных игроков рынка. В 2021 году будет заключаться еще больше партнерств между компаниями и брендами, а существующие экосистемы будут расширяться. Партнерства позволяют компаниям минимизировать расходы и повышать эффективность бизнеса в результате экономии на персонале и логистике.
7. Альтернативные методы мотивацииКризис побуждает бизнес оптимизировать расходы, и материальную мотивацию смогут позволить себе только некоторые компании. Чтобы лояльность сотрудников не падала, работодателям нужно использовать нематериальную мотивацию: позволить сотрудникам быть сопричастными, влиять на результат, творить и делать интересную работу. В 2021 году компании будут уделять больше внимания бесплатному обучению, корпоративной культуре и КСО. Эти действия позитивно скажутся на репутации бренда работодателя и, как результат, позволят сэкономить на найме новых сотрудников.