Текучка массового персонала выросла в каждой третьей компании
Исследование Работа.ру
Работа.ру провела исследование и выяснили, с какими проблемами сталкиваются компании при сотрудничестве с массовым персоналом. В исследовании приняли участие более 500 представителей бизнеса из всех регионов России.
48% компаний отметили, что у них не изменилась ситуация с текучестью массового персонала. 18% организаций уверены, что в первом квартале 2024 в сравнении с первым кварталом 2023 она незначительно выросла. Серьезно увеличилась текучка кадров у 14% респондентов, а 13% рассказали про незначительное снижение. 7% участников опроса отметили сильное уменьшение текучести массового персонала.
Чаще всего массовый персонал задерживается в компании более чем на год — именно столько работают представители массовых профессий у 64% опрошенных компаний.
19% организаций рассказали, что у них такие специалисты работают от 7 до 12 месяцев. 12% приходится искать новый персонал каждые 4-6 месяцев. У 5% компаний массовый персонал работает от одного до трех месяцев.
Кроме того, следует отметить, что дольше массовый персонал работает у микро (89%) и малого (68%) бизнеса, нежели у среднего (58%) и крупного (47%).
Место проведения опроса: Россия, все округа Исследуемая совокупность: представители компаний, руководители, HR-директора, рекрутеры, HR-специалисты Размер выборки: более 500 респондентов Время проведения: апрель 2024 года
Как изменилась текучесть кадров представителей массового персонала в вашей компании в первом квартале 2024 в сравнении с первым кварталом 2023?
Не изменилась; 48%
Незначительно выросла; 18%
Значительно выросла; 14%
Незначительно снизилась; 13%
Значительно снизилась; 7%
Место проведения опроса: Россия, все округа Исследуемая совокупность: представители компаний, руководители, HR-директора, рекрутеры, HR-специалисты Размер выборки: более 500 респондентов Время проведения: апрель 2024 года
Какова средняя продолжительность работы представителей массового персонала в вашей компании?
Чаще всего компании сталкиваются с нехваткой разнорабочих (28%), слесарей (24%) и электриков (21%). 19% компаний рассказали, что им сложно найти водителей, еще 19% отметили поиск грузчиков, а 18% — уборщиков. Столько же (18%) выделили продавцов.
10% опрошенных компаний выделили сантехников, 9% — строителей, а 8% — сборщиков заказов. Также работодатели указали на нехватку кассиров (6%), курьеров (5%) и барменов с официантами (3%).
5% участников опроса отметили, что им всех хватает, а 29%, наоборот, испытывают дефицит во множестве специалистов.
Кроме того, 18% работодателей указали на нехватку менеджеров по работе с клиентами, операторов call-центров, инженеров и медицинского персонала.
Александр Ветерков, операционный директор сервиса Подработка: «Нехватка массового персонала — действительно ощутимая проблема для рынка. Эта проблема возникает, когда спрос на рабочую силу превышает предложение, что может привести к затруднениям в выполнении рутинных операций, увеличению нагрузки на оставшихся сотрудников и снижению производительности. Однако существуют различные способы, как компании могут решить проблему нехватки массового персонала.
Одним из способов решения проблемы нехватки массового персонала является расширение каналов поиска и найма сотрудников. Компании могут использовать различные онлайн-платформы, социальные сети, профессиональные сообщества и агентства по найму персонала для привлечения большего количества кандидатов, например, сервис СберПодбор, который позволяет бизнесу автоматизировать работу с массовым персоналом. Также важно активно продвигать бренд работодателя, чтобы привлечь квалифицированных кандидатов и создать положительное впечатление о компании».
Место проведения опроса: Россия, все округа Исследуемая совокупность: представители компаний, руководители, HR-директора, рекрутеры, HR-специалисты Размер выборки: более 500 респондентов Время проведения: апрель 2024 года
По вашему мнению, каких специалистов больше всего сейчас не хватает на рынке? (Множественный выбор)
Разнорабочие;28%
Слесари;24%
Электрики;21%
Водители;19%
Грузчики;19%
Уборщики;18%
Продавцы;18%
Сантехники;10%
Строители;9%
Сборщики заказов;8%
Кассиры;6%
Курьеры;5%
Официанты, бармены; 3%
Всех хватает;5%
Испытываем дефицит во всех специалистах;29%
Другое;18%
Нехватку массового персонала работодатели чаще всего связывают с низкими зарплатами — так ответили 50% опрошенных. 41% указали на недостаток специалистов с необходимым образованием, а 35% отметили непривлекательные условия труда.
30% компаний уверены, что количество рабочих мест растет быстрее, чем численность соискателей. 27% организаций отметили, что массовые профессии считаются непрестижными. 11% указали на отсутствие профессионального роста. Еще 11% респондентов связывает нехватку массового персонала со снижением числа трудовых мигрантов, которые ранее закрывали потребности рынка.
Место проведения опроса:Россия, все округа Исследуемая совокупность: представители компаний, руководители, HR-директора, рекрутеры, HR-специалисты Размер выборки: более 500 респондентов Время проведения: апрель 2024 года
С чем вы связываете нехватку массового персонала на рынке? (Множественный выбор)
Низкие зарплаты;50%
Недостаток специалистов с необходимым образованием;41%
Непривлекательные условия труда;35%
Слишком быстрый рост экономики, из-за чего количество рабочих мест растет быстрее, чем численность соискателей;30%
Профессия считается непрестижной;27%
Отсутствие профессионального роста;11%
Снижение количества трудовых мигрантов;11%
Другое;9%
78% опрошенных работодателей считают самым эффективным способом удержания массового персонала регулярную индексацию зарплаты. На втором месте (70%) — регулярные премии, а на третьем (44%) — питание в офисе. 41% работодателей проголосовали за компенсацию проезда до работы.
Возможность работать на новом оборудовании отметили 37% респондентов, а 35% — оплату обучения. Немного меньше компаний (32%) выделили стильную и удобную рабочую форму от работодателя.
Активная корпоративная жизнь важна для массового персонала, по мнению 30% компаний. Еще 30% отметили понятную и прозрачную систему планирования карьерного роста. 29% выделили важность скидки на продукцию компании а 27% — подарки за достижения.
Четверть организаций (25%) проголосовали за предоставление возможности взять льготный кредит сотрудникам. 21% отметили оплату мобильной связи и интернета. 21% рассказали про необходимость поддержки достижений сотрудников в корпоративных каналах компании. Корпоративный мерч выбрали 21% респондентов.
Кроме того, 2% работодателей отдельно подчеркнули удобный график работы и контракт с бонусами за выслугу лет.
Место проведения опроса:Россия, все округа Исследуемая совокупность: представители компаний, руководители, HR-директора, рекрутеры, HR-специалисты Размер выборки: более 500 респондентов Время проведения: апрель 2024 года
Какие инструменты удержания массового персонала вы считаете наиболее эффективными? (Множественный выбор)
Регулярная индексация зарплаты; 78%
Регулярные премии; 70%
Питание в офисе;44%
Компенсация проезда до работы;41%
Возможность работать на новом оборудовании;37%
Оплата обучения;35%
Стильная и удобная рабочая форма от работодателя; 32%
Активная корпоративная жизнь для сотрудников;30%
Понятная и прозрачная система планирования карьерного роста в компании;30%
Скидки на продукцию компании;29%
Подарки за достижения;27%
Предоставление возможности взять льготный кредит;25%
Оплата мобильной связи и интернета; 21%
Поддержка достижений сотрудников в корпоративных каналах компании;19%
Корпоративный мерч;7%
Другое;2%
Работа.ру — сервис для поиска работы и подбора персонала. На сервисе размещено более 23 млн резюме и зарегистрировано около 970 тысяч работодателей.