Больше, чем премия: Работа.ру и НПФ Сбербанка выяснили самые действенные способы мотивации сотрудников



Исследование Работы.ру и НПФ СберБанка
Большая часть российских работодателей (71%) в 2020 году сохранили прежний размер соцпакетов для сотрудников, выяснили Работа.ру и НПФ Сбербанка, входят в экосистему Сбера, опросив более 1000 руководителей и HR-директоров российских компаний.

Треть из них считает лучшим и единственным способом позаботиться о работниках выплату достойных зарплат (36%) и регулярных премий (29%). Однако для того, чтобы надолго удержать ценных специалистов, работодатели используют и другие методы мотивации — в том числе и корпоративные пенсионные программы.

Заботу о сотрудниках работодатели понимают по-разному. Около половины респондентов (48%) рассказали, что у них в офисах есть бесплатные чай/кофе, фрукты и сладости (множественный выбор). 36% ответили, что платят достойные зарплаты, и считают, что больше никакой заботы работникам не нужно. 34% компаний оплачивают своим сотрудникам мобильную связь и интернет, 29% — регулярно платят премии. Также в соцпакеты часто входит оплата обучения (23%), проезда до работы (16%), питания в офисе (14%) и ДМС (10%).

Несмотря на сложное для экономики время, почти три четверти российских компаний (71%) не изменили в 2020 году размер своих соцпакетов. У 2% предприятий соцпакет стал даже больше — там появились новые опции. Существенно сократить соцпакет пришлось лишь 16% работодателей, 11% также скорректировали в 2020 году бонусы для сотрудников, но незначительно.

Основным методом мотивации, который помогает надолго удерживать в компании ценных сотрудников, большинство респондентов (81%) по-прежнему считает регулярные премии (множественный выбор). Однако многие уже понимают, что одного этого сейчас недостаточно. Чтобы не упустить высоко профессиональных специалистов, им предлагают оплату обучения (22%), расширенный пакет ДМС (16%), оплату поездок на отдых (14%), организацию бесплатной учебы и отдыха для детей сотрудников (11%) и корпоративные пенсионные программы (5%).

В период пандемии, когда возможности для повышения зарплат и выплаты премий сократились, руководители компаний стали проявлять больший интерес к пенсионным программам. Об этом свидетельствует статистика посещений соответствующего раздела сайта Фонда: количество пользователей в сентябре 2020 года выросло почти в четыре раза по сравнению с январем 2020-го, и более чем в пять раз — по сравнению с сентябрем 2019 года.
Пандемия во многом повлияла на рынок труда, а также на привлечение и удержание высококвалифицированных и ценных кадров в штате. С началом локдауна многие компании трансформировались, и им требуется еще больше квалифицированных специалистов в IT- и диджитал-отраслях. В условиях возросшей конкуренции за ценные кадры, важно сохранять и расширять систему мотиваций, в том числе рассматривая неденежные аспекты: расширенный соцпакет, обучение и тд.

Юлия Санина
Head of HR сервиса Работа.ру
По результатам опроса, который НПФ Сбербанка проводил в феврале 2020 года, получать корпоративную пенсию хотели бы 78% россиян. Для 9% респондентов наличие корпоративной пенсионной программы (КПП) являлось одним из определяющих факторов при устройстве на работу. Сейчас работодатели более чем когда-нибудь заинтересованы в том, чтобы найти и надолго удержать у себя ценных сотрудников, и корпоративные пенсионные программы — один из самых эффективных инструментов для этого. О них пока знают далеко не все российские компании, а между тем открывать КПП для работодателей выгоднее, чем платить премии или поднимать зарплату, благодаря налоговым преференциям. Кроме этого, работодатель получает инструмент для долгосрочной мотивации ценных сотрудников, а это особенно актуально для IT-отрасли, где постоянно идет «охота за головами.


Александр Прокопенков
Директор по развитию НПФ Сбербанка
ПАО Сбербанк — крупнейший банк в России и один из ведущих глобальных финансовых институтов. На долю Сбербанка приходится около трети активов всего российского банковского сектора. Сбербанк является ключевым кредитором для национальной экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. Основным акционером ПАО Сбербанк является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, владеющая 50% уставного капитала ПАО Сбербанк плюс 1 голосующая акция. Оставшимися 50% минус 1 голосующая акция от уставного капитала банка владеют российские и международные инвесторы. Услугами Сбербанка пользуются клиенты в 18 странах мира. Банк располагает самой обширной филиальной сетью в России: около 14 тысяч точек обслуживания. Зарубежная сеть банка состоит из дочерних банков, филиалов и представительств в Великобритании, США, СНГ, Центральной и Восточной Европе, Индии, Китае и других странах.
Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций №1481.Официальные сайты банка: www.sberbank.com (сайт Группы Сбербанк), www.sberbank.ru.

НПФ Сбербанка — негосударственный пенсионный фонд Сбербанка, основан 17 марта 1995 года. Более 24 лет фонд успешно работает на пенсионном рынке и имеет наивысший рейтинг надежности от «Эксперт РА»: ruAAA «Стабильный». АО «НПФ Сбербанка» входит в блок «Управление благосостоянием» ПАО Сбербанк и занимает лидирующую позицию в топ-10 негосударственных пенсионных фондов России. Общий объем пенсионных активов фонда превышает 705 млрд рублей (по данным финансовой отчетности за 2 квартал 2020 года). Подробная информация о фонде размещена на сайте: https://npfsberbanka.ru.

Работа.ру — сервис для поиска работы и подбора персонала, входит в экосистему Сбера. На сервисе размещено более 17,4 млн резюме, зарегистрировано более 485 тысяч работодателей и публикуется более 200 тысяч вакансий каждый месяц.
Фото обложки: Pixabay