Каждый третий россиянин хотел бы работать Шерлоком Холмсом

Исследование Работа.ру и Читай Город
Сервис для поиска работы и сотрудников Работа.ру и федеральная сеть книжных магазинов «Читай-город» провели исследование и выяснили, как часто россияне читают книги, какие жанры любят больше всего, а также кем из персонажей хотели бы работать. В исследовании приняли участие более 5000 пользователей Работа.ру из всех регионов России.

Треть опрошенных россиян (34%) отметили, что читают в любое свободное время. Каждый четвертый (25%) делает это нечасто и по настроению, а 23% рассказали, что, хотя и любят читать, давно этого не делали.

10% участников исследования ответили, что постоянно читают только новости, еще 4% читают в выходные дни, а 2% — во время отпуска. Также около 2% опрошенных признались, что не любят читать и практически не делают этого.
Место проведения опроса: Россия, все округа
Исследуемая совокупность: экономически активное население старше 18 лет
Размер выборки: более 5000 респондентов
Время проведения: март 2023 года
Как часто вы читаете книги? Одиночный выбор
«Приятно удивлены долей читающих людей среди опрошенных респондентов. Добавим статистику по читательской активности за 2022 год. Одни из самых высоких показателей чтения демонстрирует молодежь в возрастной группе 20—24 года, а также респонденты из возрастной группы 55—64 года. Динамика по покупке в возрастной группе 20—24 года и 25—34 года выросла в среднем на 10% в 2022 году по отношению к 2021»
— комментирует Ольга Олюшина, руководитель отдела связей с общественностью федеральной сети книжных магазинов «Читай-город».

Самыми востребованными жанрами оказались детективы, приключения и исторические романы — их выбрали по 35% респондентов. Второе место по популярности заняла фантастика (27%), а третье место досталось технической литературе и учебникам — среди прочего многообразия жанров их выбрали 22% участников исследования.

Каждый пятый респондент (21%) среди любимых жанров отмечал автобиографии,  биографии и мемуары. Еще 20% выбрали фэнтези и сказки, 19% — книги по развитию мастерства и хобби, а 18% —  любовные романы.

Чуть менее популярными оказались мистика (14%), кулинарные книги и книги по хозяйству (12%), а также бизнес-литература (11%).

Реже всего пользователи выбирали триллеры и ужасы (9%), детскую литературу (6%), боевики (5%) и комиксы (3%).
Место проведения опроса: Россия, все округа
Исследуемая совокупность: экономически активное население старше 18 лет, у которого есть целевые показатели на работе
Размер выборки: более 5000 респондентов
Время проведения: март 2023 года
Какие книги вам наиболее интересны? Множественный выбор
«В 2022 году мы зафиксировали рост продаж художественной литературы, а также книг из детского сегмента примерно на 20%. Значительный вклад в рост художественной литературы внесли комиксы (43%)»
— комментирует Ольга Олюшина, руководитель отдела связей с общественностью федеральной сети книжных магазинов «Читай-город».

В основном опрошенные рассказывали, что не ассоциируют себя с героями книг и комиксов (53%). Еще 41% респондентов уточнили, что ассоциируют себя с персонажами произведений в зависимости от текущего жизненного этапа, а 6% признались, что всегда находят общие черты с кем-то из героев.

Место проведения опроса: Россия, все округа
Исследуемая совокупность: экономически активное население старше 18 лет, у которого есть целевые показатели на работе
Размер выборки: более 5000 респондентов
Время проведения: март 2023 года
Ассоциируете ли вы себя с героями книг и комиксов? Одиночный выбор
Каждый третий россиянин (33%) признался, что хотел бы примерить на себя роль самого известного детектива — Шерлока Холмса.
«Более восьмидесяти изданий о Шерлоке Холмсе представлено в сети «Читай-город» на данный момент. И это понятно. Интерес к Шерлоку стабильно высокий у самых разных читателей»,
— комментирует Ольга Олюшина, руководитель отдела связей с общественностью федеральной сети книжных магазинов «Читай-город».

Еще 24% опрошенных втайне мечтают о работе путешественника и тревел-блогера подобно Филеасу Фоггу из книги Жюля Верна  «Вокруг света за 80 дней». 20% хотели бы стать писателями, как Мастер из романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

14% участников исследования представляли себя хитрым разведчиком  Штирлицем, 11% — самым добрым ветеринаром Айболитом из детских рассказов Корнея Чуковского, еще 10% задумывались о карьере hr-менеджера по примеру Распределительной Шляпы или директора школы Альбуса Дамблдора из книг о Гарри Поттере.

9% считают, что могли бы стать прекрасными беби-ситтерами не хуже Мэри Поппинс. 8% уверены, что им подходит работа фокусника-иллюзиониста Дэвида Коперфильда из книги Диккенса.   

Среди тех, кем еще хотели бы работать опрошенные — Безумный Шляпник (7%), Дядя Степа милиционер (6%), Тацу — бывший босс якудза, который ушёл из преступного мира, чтобы стать домохозяином (6%), Дориан Грей (5%) и Довале (2%).

В варианте другое пользователи отмечали предприимчивую и сильную  Скарлетт О'Хара из «Унесённые ветром», обольстителя Жоржа Дюруа из «Милого друга» Ги де Мопассана и Иджи Тредгуд — хозяйку кафе из книги Фенни Флегг «Жареные зеленые помидоры в кафе Полустанок». Также пользователи указывали, что просто хотели бы жить жизнью богатой аристократки.
Место проведения опроса: Россия, все округа
Исследуемая совокупность: экономически активное население старше 18 лет, у которого есть целевые показатели на работе
Размер выборки: более 5000 респондентов
Время проведения: март 2023 года
Кем из перечисленных героев книг вы хотели бы работать? Множественный выбор
Преимущественно респонденты примеряют на себя роль главного героя книги просто потому что им нравится то, чем он(она) занимается (45%). Еще одной веской причиной оказалась жажда приключений и впечатлений в жизни, об этом говорят 36% опрошенных.

23% участников исследования примеряют на себя роль книжных персонажей, так как проводят аналогии с характером персонажа. 19% хотели бы сбежать от реальности в другой мир, а 16% признаются, что просто хотели бы сменить работу. Каждый двенадцатый респондент (8%) примерял на себя роль выдуманных героев комиксов и книг, потому что в жизни ему хотелось бы иметь те же славу, известность и любовь в обществе.
Место проведения опроса: Россия, все округа
Исследуемая совокупность: экономически активное население старше 18 лет
Размер выборки: более 5000 респондентов
Время проведения: март 2023 года
Почему вы бы хотели хотели примерить на себя роль героя книги? Множественный выбор
Работа.ру — сервис для поиска работы и подбора персонала. На сервисе размещено более 22 млн резюме, зарегистрировано более 880 тысяч работодателей.

«Читай-город» – лидер книготоргового рынка России. Сеть насчитывает более 560 магазинов в 200 городах России и осуществляет международную доставку интернет-заказов. В 2022-м году сеть отметила свое 30-летие, а интернет-магазин «Читай-город»  – 10 лет.
Фото обложки: Freepic / @lookstudio