Исследование: 74% работодателей сталкиваются с текучкой массового персонала

Исследование Работа.ру и Подработка
Сервис для работы с самозанятыми Подработка и сервис по поиску работы Работа.ру провели исследование и выяснили, с какими проблемами сталкиваются компании при сотрудничестве с массовым персоналом. В опросе приняли участие более 700 представителей российских компаний из всех регионов страны.

По данным последнего опроса работодателей, чаще всего компании сталкиваются с нехваткой продавцов (23%), слесарей (21%) и разнорабочих (21%).

19% компаний рассказали, что им сложно найти водителей, 15% отметили поиск грузчиков, а 14% — электриков.

По 11% опрошенных компаний отметили кассиров и уборщиков, по 9% — сантехников, курьеров и сборщиков заказов. Также работодатели указали на нехватку барменов и официантов (6%) и строителей (6%).

Кроме того, работодатели отмечали нехватку менеджеров по работе с клиентами, операторов call-центров, инженеров и медицинского персонала.
Нехватка массового персонала — действительно ощутимая проблема для рынка. Особенно острой проблема стала во время пандемии, когда активно начали развиваться сервисы доставки, а курьеров и водителей, которые могли бы доставлять товары, стало не хватать, в том числе и из-за оттока мигрантов, которые закрывали большую часть потребностей бизнеса. Сейчас бизнес немного приспособился, в этом большую роль сыграла самозанятость, благодаря которой компании научились закрывать временные потребности в кадрах и приглашать специалистов на выполнение конкретных работ

Александр Ветерков
Операционный директор сервиса Подработка
Место проведения опроса: Россия, все округа
Исследуемая совокупность: представители российских компаний, руководители, HR-директора, рекрутеры, HR-специалисты
Размер выборки: более 700 респондентов
Время проведения: февраль 2023 года
Отметьте, пожалуйста, тех специалистов, которых не хватает на рынке:
Нехватку массового персонала работодатели чаще всего связывают с низкими зарплатами — так ответили 46% опрошенных. 41% указали на непривлекательные условия труда, а 40% рассказали о том, что на рынке нет специалистов с необходимым образованием и навыками.

35% отметили, что массовые профессии считаются непрестижными. 14% указали на отсутствие профессионального роста. Почти каждый десятый работодатель (9%) связывает нехватку массового персонала со снижением числа трудовых мигрантов, которые ранее закрывали потребности рынка.

Место проведения опроса: Россия, все округа
Исследуемая совокупность: представители российских компаний, руководители, HR-директора, рекрутеры, HR-специалисты
Размер выборки: более 700 респондентов
Время проведения: февраль 2023 года
С чем вы связываете нехватку массового персонала на рынке?
74% работодателей также отмечают текучку кадров среди массового персонала. Работодатели отмечали, что в их компании сотрудники массового персонала задерживаются в среднем на 9-10 месяцев. У тех, кто отмечает текучку, это 8,6 месяцев, у компаний без текучки — 13,3 месяцев.

Чаще всего массовый персонал задерживается в компании не более чем на полгода — именно столько работают представители массовых профессий у 37% опрошенных компаний. 32% компаний рассказали, что у них массовый персонал работает до одного года. 15% приходится искать новый персонал каждые три месяца. У 16% компаний массовый персонал работает более 1 года.

Кроме того, следует отметить, что дольше массовый персонал работает у крупного и среднего бизнеса, нежели у малого или микробизнеса.

Место проведения опроса: Россия, все округа
Исследуемая совокупность: представители российских компаний, руководители, HR-директора, рекрутеры, HR-специалисты
Размер выборки: более 700 респондентов
Время проведения: февраль 2023 года
Наблюдаете ли вы текучку кадров среди массового персонала?
Сколько в среднем месяцев работают в вашей компании представители массового персонала. Свободный ответ
86% опрошенных работодателей считают самым эффективным способом удержания массового персонала конкурентную заработную плату. 48% отметили важность компенсации расходов на транспорт, а 47% — компенсацию расходов на обеды.

На важность профессионального роста указали 37% компаний. 30% рассказали про необходимость выдачи рабочей формы, и еще столько же — про ДМС.

Скидки на продукцию компании отметили 21% компаний, активную корпоративную жизнь для сотрудников — 19%, доступность нового рабочего оборудования — 16%, а компенсацию расходов на связь — 15%.

Кроме того, работодатели отдельно подчеркнули важность регулярных выплат, например, каждую неделю или выплаты сразу после смены или выполнения работ.

Место проведения опроса: Россия, все округа
Исследуемая совокупность: представители российских компаний, руководители, HR-директора, рекрутеры, HR-специалисты
Размер выборки: более 700 респондентов
Время проведения: февраль 2023 года
Какие инструменты удержания массового персонала вы считаете наиболее эффективными? Множественный выбор
Работа.ру — сервис для поиска работы и подбора персонала. На сервисе размещено более 22 млн резюме, зарегистрировано более 880 тысяч работодателей.

Подработка — платформа для работы с самозанятыми. Сервис помогает бизнесу автоматизировать работу с самозанятыми, а исполнителям — найти подработку рядом с домом у проверенных компаний.

Фото обложки: freepik \ aleksandarlittlewolf